Крик
"Моим творчеством я попытался понять и объяснить жизнь и ее назначение. В то же время я хотел помочь другим научиться разбираться в своей жизни. Я не пишу с натуры. Я черпаю идеи в самом себе… Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съемки в аду или на небесах".
Эдвард Мунк
Картины бывают разные. На одних можно увидеть чей-то портрет, на других корзину с фруктами и ягодами. Но, не смотря на отличия внешнее, у картин есть общее - это общее есть «внутренняя» сторона произведение. Это то, что каждый художник хотел передать, что хотел донести до зрителя. Не существует, по моему мнению, просто нарисованной картины. В каждой картине есть что-то свое- своя «душа».
«Крик» - картина, доказывающая существование такой «души» у картины. Это полотно художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, написанное в промежутке между 1893 и 1910 годами. Интересный факт: данная картина написана в четырех экземплярах.
В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм высказал курьёзное мнение, что бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году.
Сам художник о создании картины: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Существует мнение, что все версии "Крика" прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста Александра Пруфрока, подтверждается реальными случаями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотнами, заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картинам недобрую славу. Однажды служащий музея в Осло случайно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее, и в конце-концов он покончил с собой. Посетители музея до сих пор поглядывают на картину с опаской.
Некоторые склонны видеть в "Крике" пророчество. Так, сопредседатель совета директоров аукциона Sotheby's Дэвид Норман, которому посчастливилось продать одну из картин серии за 120 миллионов долларов, выразил мнение, что Мунк в своих работах предрек 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.
Мунк, страдавший маниакально-депрессивным психозом, писал ее несколько раз в попытках выместить все те страдания, которые охватывали его душу. Первый вариант картины был написан Мунком в 1893 году. И именно этот момент многие теоретики и практики от искусства склонны считать первой вехой в истории современной живописи. Такого в мировой живописи еще не было.
По степени известности мотива "Крик" можно сравнить разве что с "Джокондой" да Винчи.
На это картине можно выделить два плана. На переднем плане изображено некое существо, по форме напоминающее инопланетное существо. На заднем - пару, идущую по мосту. Из картины видно, как и какие приоритеты расставил художник. Пара, идущая по мосту, символизирует окружающий мир, само же существо - внутреннее состояние. Для художника внутренний мир больше, важнее внешней составляющей.
Состояние крика передают не только изображенные на ней фигуры, но и краски, какими выполнен фон. Окружающий фигуры фон кроваво-красный. Этот цвет - символ безысходности.
Эти все составляющие и оказывают на зрителя неизгладимое впечатление. И появляется чувство чего-то нехорошего. Зритель, увидев это полотно однажды, НИКОГДА его не забудет ….
А какие мысли и эмоции вызвала эта картина у тебя?
Обсудить вопрос можно на форуме
Мировые сокровища
E-mail: milausha.efimenko@mail.ru