Чёрный квадрат
«В истории мирового искусства нет, наверное, картины с более громкой славой, чем „Чёрный квадрат“ Казимира Малевича, нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений, ... нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуальностью»
- Горячева Т.
Чёрный супрематический квадрат — самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году; одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве.
Предшествовавший созданию картины период с 1910 по 1913 год был решающим в развитии русского авангарда. Во главе движения, названного супрематизмом, стоял К. Малевич. В творчестве Малевича обрисовалась тенденция к беспредметности, к плоскостной организации картины.
В 1913 г. К. С. Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к постановке оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем». В этих эскизах впервые возникло изображение «чёрного квадрата», он появлялся вместо солнечного круга.
Сама картина была написана в 1915 году для итоговой футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Работы «Чёрный круг» и «Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом», экспонировались на той же выставке, представляя, вместе с квадратом, три основных элемента супрематической системы.
Искусствовед Андреева Е. Ю. отмечает, что: « Геометрия Малевича… удивляет мощью личной, по сути, ни с чем не сравнимой образно-пластической экспрессии…Новаторство Малевича — не только идейного, но и собственного художественного, пластического плана. Чёрное на белом означает соединённые начало и конец творчества форм... Вера в новую живописную фактуру, которая как живая материя пойдёт на постройку высшей формы жизни — это вторая вера авангарда, после веры в динамизм, скорость, отрыв от Земли и предметности, которые в совокупности ведут в новый духовный космос»
Андреева Е. Ю.: «Среди критиков Малевича преобладали те, кто не был готов принять всерьёз его живописные и письменные пророчества. До сих пор даже люди, связанные с искусством и литературой, знающие историю XX века, позволяют себе думать, что автором „Чёрного квадрата“ мог стать любой: хоть дитя несмышлёное, хоть просто марающий бумагу бездельник…». Однако художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал в газете «Речь» от 9 января 1916 г.: "Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер. "
«Супрематизм настолько строг, абсолютен, классичен, торжественен, что только он один может выразить сущность мистических ощущений» — написал один из учеников художника.
К. С. Малевич считал, что лучшее, что он написал в своей жизни — это «Чёрный квадрат».
На протяжении XX века был создан целый ряд произведений, так или иначе отсылающих к «Чёрному квадрату». Чёрный квадрат появляется в картинах художников, составлявшими круг Малевича: Ольга Розанова, Эль Лисицкий, Лев Юдин, Александр Родченко; а также в работах Василия Кандинского и многих других русских и зарубежных художников.
«Чёрный квадрат» стал настоящей вехой в истории русского искусства двадцатого века.
А что ты на месте критиков сказал бы о «Чёрном квадрате»?
Обсудить этот вопрос можно на форуме
Мировые сокровища
E-mail: milausha.efimenko@mail.ru